Андрей Колесников: как научить людей создавать желаемое будущее?

Андрей Колесников: как научить людей создавать желаемое будущее?

Вторник 24 Апреля 2018 года

В мае 2017 года впервые в истории Санкт-Петербурга группе экспертов, в число которых вошли предприниматели, ученые, чиновники, деятели культуры и образования, удалось договориться о согласованном образе будущего Северной столицы до 2035 года по десяти направлениям. Это стало возможным благодаря уникальной по своей интеллектуальной составляющей технологии совместного проектирования будущего – Rapid Foresight, фасилитационных инструментов и игротехник. Андрей Колесников, главный конструктор «Форсайт-флота» в Санкт-Петербурге, рассказал какие новшества в технологию внес петербургский «Форсайт-флот» и что ждет участников «Форсайт-флота» 1-5 июня 2018.

— Андрей, много лет в Северной столице участники многочисленных круглых столов, стратегических сессий пытались заглянуть в будущее Северной столицы и практически все попытки потерпели поражение. На твой взгляд, почему это происходило?

— Чтобы договориться о согласованном образе будущего, нужно, чтобы сошлись сразу несколько составляющих. Для успешной работы, на мой взгляд, важно, чтобы в рамках одного мероприятия были представлены разные направления и разноплановые личности. Зачастую в рамках одной конференции собираются, например, только представители банковских структур, а если конференция объединяет представителей бизнеса, администрации, например, в сфере образования, то мы вряд ли увидим там специалистов из транспортной отрасли. Для такой большой цели, как согласованный образ будущего Санкт-Петербурга, в одном пространстве для сконцентрированной работы необходимо объединить всех заинтересованных в развитии и улучшении города. «Форсайт-флот» позволяет это сделать, и сделать эффективно.

— В чем уникальность интеллектуальной технологии совместного проектирования будущего Rapid Foresight?

— Технология Rapid Foresight позволяет подискутировать о будущем, договориться о согласованном желаемом будущем и начать действовать. Многие исследования, организация фокус-группы и т.д. могут продолжаться в течение нескольких месяцев. Технология Rapid Foresight позволяет достичь поставленной цели всего за несколько дней.

— Почему именно «Форсайт-флот – 2017» стал новой точкой сборки сообщества экспертов, неравнодушных к будущему Санкт-Петербурга?

— «Форсайт-флот» позволяет в сверхинтенсивном формате дискутировать, сталкивать разные мнения для того, чтобы в сжатые сроки согласовывать представления о будущем, формировать проектные команды и инициативы по реализации проектов.

На мой взгляд, главное преимущество «Форсайт-флота» – это сквозное пересечение специалистов из разных областей и из разных структур. С одной стороны, в рамках каждого из треков работали специалисты из бизнеса, образования, представители органов власти и других структур, с другой – в одном пространстве собрались ведущие эксперты из разных областей: культуры и медиа, пищевой промышленности, финтеха и т.д. Все это обеспечило действительно глубокий и продуктивный диалог, и, благодаря технологии Rapid Foresight и инструментам для эффективной групповой работы, нам удалось достичь согласованного образа будущего.

Если говорить о методологии, то в рамках «Форсайт-флота» мы опираемся на коллективную экспертизу здесь и сейчас вместо длинных, скрупулезных исследований, на поиск консенсуса вместо конкуренции и на поиск возможностей, зачастую основанных на неочевидных и парадоксальных решениях

— Как говорят сами создали технологии, Rapid Foresight живая совершенствующаяся технология. Что привнес в методологию петербургский «Форсайт-флот»?

— Проект «Форсайт-флот» запущен в 2012 году, но в Петербурге 2017 году мы его проводили первый раз. Наша команда организаторов, методологов, модераторов, игротехников и фасилитаторов собиралась для работы на новом для нас проекте. Это позволило нестандартно взглянуть на организацию «Форсайт-флота», ввести нестандартные практики, в том числе фасилитационные инструменты. Например, мы использовали метод исторического сканирования, который позволил провести ретроспективу того, что происходило в каждой из девяти областей ранее. Проекционные методы – эмоциональные мосты помогли участникам разогреться и расслабиться, чтобы заговорить о будущем без заготовленных речевых штампов, а посредством ассоциаций выразить личное представление. Отдельное внимание мы уделили организации коммуникации между участниками разных треков, для того, чтобы эксперты из разных отраслей поняли, что между ними огромное количество точек взаимодействия, за счет которых можно быстрее и эффективнее достичь поставленных целей и воплотить задуманные проекты. Мы реализовали «Биржу проектов», где участники прорабатывали проект по заданным шаблонам, голосовали за него и объединялись в группы для работы над его реализацией. Особое внимание мы также уделили обеспечению технической базы. Например, благодаря возможности работы с компанией PowerLexis, мы на очень серьезном уровне подошли к работе с презентационными материалами. Специалисты компании проработали визуальный стиль «Форсайт-флота» в целом и каждого трека в частности, подготовили шаблоны всех презентаций участников. В команду Форсайт-флота вошли два презентационных эксперта, которые помогали готовить презентации для всех пленаров, выступлений перед вице-губернатором и т.д. Это позволило наиболее доходчиво визуализировать и доносить идеи участников.

— Андрей, какие функции берет на себя Главный конструктор корабля?

— Функции Главного конструктора можно разделить на три блока: до «Форсайт-флота», во время и после. До флота я занимался подбором команды и, вместе с командой занимался проектированием «Форсайт-флота». Во время «Форсайт-флота» – координировал работу группы модераторов, работал со сложными участниками, занимался доработкой и переработкой методологии, руководством группами и проведением общих пленаров. После «Форсайт-флота» моими задачами были итоговая верификация результатов сборки и участие в проработке основных мероприятий по презентации материалов.

— Андрей, с какими сложностями на позиции Главного конструктора ты столкнулся в прошлом году?

— Я бы выделил несколько основных. Во-первых, команда модераторов, методологов, игротехников и фасилитаторов начала собираться в феврале 2017 год, и передо мной стояла задача в короткий срок собрать сильную разноплановую команду (владельцев бизнеса, специалистов, имеющих опыт большой групповой работы в проектах, связанных с будущим) и сплотить участников для эффективной работы. Во-вторых, т.к. в 2017 году мы проводили первый «Форсайт-флот» в Петербурге, и большинство специалистов-форсайтщиков были из других городов, но мне было важно содобрать команду из жителей Петербурга, чтобы потом они могли участвовать в постфорсайтной деятельности и в следующем «Форсайт-флоте».

Для команды работа на новом для нас проекте стала с одном стороны определенным профессиональным вызовом, но с другой – мы смогли не копировать методологию предыдущих форсайтов, а создать свою, объединив существующие методологии, техники и ключевые навыки каждого участника команды. Это позволило сделать «Форсайт-флот» в Санкт-Петербурге отличным от других, привнести незамутненный взгляд.

В-третьих, я бы выделил необходимость быстро реагировать на возникающие ситуации на корабле, по ходу менять методологию, где-то даже подменять модераторов. Замкнутые условия корабля способствовали возникновению нестандартных случаев, и нам надо было оперативно и эффективно их решать.

Кроме этого в прошлом году в команде не было роли Главного сборщика, и я, по сути, объединил в одном лице сразу две масштабные задачи – Главного конструктора и Главного сборщика. В результате потребовалось больше времени на обработку результатов после «Форсайт-флота», несмотря на то, что мы фиксировали информацию каждый день.

— Одним из важнейших этапов работы Главного конструктора корабля является процесс формирования команды модераторов и сборщиков. Кто в этом году будет помогать участникам «Форсайт-флота» работать над ключевыми направлениями развития Санкт-Петербурга?

— В этом году команда модераторов состоит из 25 человек. Я, как Главный конструктор «Форсайт-флота» в Санкт-Петербурге, отвечаю за подбор команды и методологию.

Главный модератор помогает мне с точки зрения выработки методологии, Главный сборщик отвечает за сбор всей информации, чтобы в последствии ее систематизировать и перевести в цифровой вид. Над каждым из восьми треком работают два модератора. Во время работы один модератор отвечает за групповую работу, второй – за сбор информации, в процессе работы их роли могут меняться. Игротехники обеспечивают вечернюю программу, нетворкинг и переразгрузку участников в Кижах. «Скорая помощь» или помощник для решения наблюдает со стороны на работу в группе, помогает при необходимости изменить динамику, сгладить острые ситуации. Презентационные эксперты помогают оформлять презентационные материалы для пленаров и для представления идей в Кижах.

Большинство модераторов прошли обучение в Агентстве стратегических инициатив в 2017 году, и 75% команды работали на прошлом «Форсайт-флоте» в Санкт-Петербурге. Некоторые позиции были усилены новыми специалистами, которые смогут привнести новый, нестандартный взгляд в работу.

— Береговая программа – неотъемлемая часть всех флотов. В этом году участники «Форсайт-флота» смогут посетить один из прекрасных островов в Онежском озере – Кижи. Какую программу игропрактики подготовили для «проектировщиков» будущего?

— На данный момент мы занимаемся разработкой береговой программы. Если говорить об игропрактике, то ее элементы проходят сквозь всю программу «Форсайт-флота». Благодаря этому в прошлом году участники включались в процесс, как только попадали на корабль. Проанализировав опыт прошлого «Форсайт-флота», мы решили скорректировать береговую программу, и цель этого года состоит в том, чтобы в Кижах участники смогли отдохнуть, переключиться и перезагрузиться после двух дней на корабле и перед следующими двумя днями.

— Какие изменения будут внесены в «Форсайт-флот - 2018»?

— Уже после прошлого Форсайта была запущена проработка постфорсайтной деятельности. Одна из целей нашей команды – связать работу на корабле с постфорсайтной деятельностью, чтобы участники понимали, каким образом их проекты смогут получить поддержку на берегу.

Также мы постараемся усилить разноплановость участников внутри треков, чтобы создать конфликт, столкновение мнений. Это приведет к более эффективной работе по направлениям. В этом году мы постараемся задать большую проблематизацию и усилить экспертные сессии.

Изменения коснулись и подготовительной части работы. В прошлом году команда создавалась с нуля, и большинство принимала участие во всех подготовительных работах, что положительно влияло на сплоченность и командообразование, но требовало колоссальных затрат времени. В этом году, чтобы сохранить и привлечь сильнейших специалистов, мы изменили организационный формат с тем, чтобы не было необходимости каждому члену команды участвовать в каждом совещании. Мы выделили методологическую группу, которая занимается проектированием и затем передает спроектированные материалы остальным участникам. Так как большая часть команды принимала участие в прошлом «Форсайт-флоте», такой вариант работы будет более эффективным.

— Как будет организована работа с результатами «Форсайт-флота – 2018»?

— Результатом нашей работы станет подготовка карт будущего по каждому из треков, доработка общей карты будущего Санкт-Петербурга дополнительными 8 треками, разработка справочника проектов, который выходит после Форсайт-флота.

Мы постараемся еще более оперативно выстроить работу презентационных экспертов и сборщиков, чтобы демонстрировать результаты в режиме реального времени. И самое важное, чтобы после «Форсайт-флота» на берег вышло сообщество специалистов, готовых и дальше разрабатывать и воплощать в жизнь проекты.

Анна Митченко