Петербургские предприниматели обсудят, как будет развиваться город до 2035 года

Петербургские предприниматели обсудят, как будет развиваться город до 2035 года

Суббота 13 Мая 2017 года

Пятидневный мозговой штурм пройдет на борту теплохода.

Что необходимо сделать, чтобы диплом СПбГУ или ИТМО ценился так же, как документ об окончании Гарварда или Стэнфорда? Как превратить Петербург в преуспевающий мегаполис? Какие профессии будут нужны российской экономике через десять и двадцать лет? Может ли Северная столица претендовать на звание культурного и креативного центра мира? На эти и многие другие вопросы планируют ответить участники "Форсайт-флота", посвященного теме "Образ будущего Санкт-Петербурга и агломерации-2035 в эпоху цифровой трансформации".

О том, зачем на борту теплохода "Юрий Андропов" соберется и погрузится в пятидневный мозговой штурм более двухсот предпринимателей, чиновников, представителей высшей школы, науки и культуры, мы поговорили с одним из организаторов мероприятия, региональным координатором "Клуба лидеров" в Санкт-Петербурге и Ленобласти, известным бизнесменом Вячеславом Трактовенко.

- Вячеслав, почему для обсуждения плана развития Петербурга был выбран формат форсайта? Кто его придумал, в чем его особенность, есть ли примеры эффективной реализации подобного подхода?

- На протяжении последних двадцати - тридцати лет ведущие эксперты неоднократно задумывались над образом будущего Санкт-Петербурга. Но, увы, договориться и принять общее видение стратегии развития не вышло. А это значит, что формат дискуссионных площадок, на которых велась работа, показал свою неэффективность. Необходимо было найти какой-то принципиально новый, но успешно зарекомендовавший себя механизм.

Формат форсайта довольно популярен на Западе и активно применяется для прогнозирования будущего. Агентству стратегических инициатив (АСИ) удалось на его основе создать методику под названием Rapid Foresight ("скоростной форсайт").

В рамках форсайта ведется работа, в ходе которой участники формируют карту будущего, то, каким будет обсуждаемый объект (отрасль, город, регион, компания) через десять - тридцать лет, и используют для этого не текстовые описания, а образы и схемы. Вся работа обычно длится не более пяти дней, но с обязательным условием практически полного исключения себя из реальности - без интернета, семьи и другой работы. Поэтому изначально "Форсайт-флот" проводился на кораблях - удобно исключить связь с внешним миром.

- Нередко подобные проекты вызывают скепсис, поскольку делаются для галочки либо тихо умирают в чиновничьих кабинетах. Насколько велика вероятность, что предложения "Форсайт-флота" будут реализованы?

- Соглашусь, даже наша команда столкнулась с этим при подготовке к мероприятию. Довольно сложно убедить людей присоединиться. Часто все инициативы предпринимателей, горожан, ученых просто оказываются в столах чиновников. Но "Форсайт-флот" является уникальной формой коммуникации между совершенно разными экспертами, порой с диаметрально противоположными взглядами. И благодаря методике в ходе довольно интенсивной пятидневной работы удается создать устойчивые социальные и деловые связи, сформировать сообщества, заложить основу для уникальных будущих проектов. Если созданные нами программы будут достаточно проработаны, то, безусловно, они получат поддержку федеральных институтов развития, в том числе АСИ.

- Есть пример: Павел Дуров, который создал передовую для нашей страны соцсеть ВКонтакте, а сейчас развивает мессенджер Телеграм, по ряду причин уехал из Петербурга, из России и вряд ли вернется. Как убедить тех, кто не хочет уезжать, что у них есть перспективы в родной стране?

- Большинству предпринимателей с активной жизненной позицией небезразлично то, что происходит в России, и они начинают объединяться. Так в 2012 году был создан "Клуб лидеров". Да, нам хотелось бы, чтобы административные барьеры, с которыми мы боремся на протяжении последних пяти лет, исчезли. Увы, это длительный процесс. Мы не сдаемся, продолжаем двигаться вперед, и к нам активно присоединяются молодые предприниматели, в том числе и в Петербурге. Только от нас зависит, какая в городе будет создана среда для бизнеса, поэтому крайне важно вести дискуссию с властью, не заигрывая, а выстраивая партнерские отношения. Лишь работая сообща, мы сможем изменить Северную столицу к лучшему, создать комфортные условия для жизни, развития, образования горожан.

Сейчас предпринимательство находится в самом начале большого пути. Фактически у нас на глазах зарождается средний класс - костяк экономики. Наверное, можно сказать, что сегодня бизнес-сообщество находится на уровне развития подростка со всеми характерными для этого возраста проблемами. Мы пока не научились отстаивать свою позицию, правильно доносить до государства информацию. Но ситуация, на мой взгляд, постепенно меняется.

- Можете ли вы привести примеры того, как петербургские предприниматели придумывали и реализовывали перспективные проекты, которым могут позавидовать даже в других странах мира?

- А вы уже один упомянули - ВКонтакте. Еще есть компания "Транзас", которая занимается морскими электронно-картографическими системами. Из ретейлеров на ум приходит "Юлмарт" - русский Amazon. Кроме того, компания "Лаборатория Касперского" уже давно является игроком международного уровня.

- Расскажите, пожалуйста, о программах петербургского "Форсайт-флота". Почему выбраны именно эти направления: высшая школа, промышленность, новая экономика, урбанистика, товары повседневного спроса, культура, медиа и туризм, финансы, телекоммуникации? Какие есть ожидания от их разработки?

- Формируя программу предстоящего "Форсайтфлота", мы поняли, что самое важное - не загонять себя в региональные рамки, а также учитывать те изменения, которые происходят в мире. Мы живем в удивительное время цифровой трансформации. От этого и решили отталкиваться.

Мы поставили перед собой очень конкретные амбициозные, но вполне реализуемые цели. Во-первых, мы хотим разработать технологическую часть Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года и создать дорожную карту SPbNet. Это так называемая региональная матрица Национальной технологической инициативы (НТИ - проект АСИ).

Во-вторых, наши эксперты будут работать над пакетами стратегических инициатив региона по направлениям мероприятия, над перечнем проектов, удовлетворяющих требования НТИ, а также займутся выработкой эффективных механизмов взаимодействия представителей общественности и бизнеса с органами власти и синхронизацией федеральных мер поддержки с региональными механизмами развития и поддержки компаний

В-третьих, наша ключевая задача - вовлечь в работу широкую сеть горожан через агентов изменения - участников "Форсайт-флота". Жители Северной столицы вместе с нами будут заниматься реализацией того образа будущего, который сформируется на мероприятии.

Я убежден, что все цели будут достигнуты нашей командой и участниками Первого регионального "Форсайт-флота" - 2017 в Санкт-Петербурге. Настало время настоящих перемен к лучшему!

КТО ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ФОРСАЙТ-ФЛОТЕ

Денис Котов, основатель и генеральный директор книготорговой сети "Буквоед" Антон Финогенов, генеральный директор института "Урбаника" Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам СПбПУ Валентин Макаров, президент НП "РУССОФТ" Кирилл Соловейчик, генеральный директор "Ленполиграфмаша" и многие другие.

Евгений КУЛЬКОВ

Источник: Комсомольская правда - Санкт-Петербург, 13 мая 2017 года