Артем Волков о современных методах прогнозирования на «Форсайт-флоте 2017» в Санкт-Петербурге

Суббота 20 Мая 2017 года
Важно отметить, что каждый «Форсайт-флот» отличается набором различных форматов, но был всегда один сквозной формат – в виде Rapid foresight – рапиды, а все остальные форматы всегда менялись. Петербург не стал исключением, и здесь тоже были применены ряд других форматов, которые не применялись никогда в логике «Форсайт-флота».
Например, был интересный ход с применением исторического сканирования. Это хороший элемент для того, чтобы понимать, откуда, с каких позиций группы могут говорить, потому что исторические вехи очень важны для территорий как основном предмете, вокруг которого сосредоточена работа. Важно понимать, откуда эта территория, что ее сформировало. В этом плане методика с историческими вехами была очень актуальна. На мой взгляд, она позволила группам «приземлиться» и понять, что они все-таки об этом конкретном городе говорят, и в этом конкретном времени живут.
Еще был интересный эксперимент с игрой, которая происходила в Мандрогах. Это действительно эксперимент, так как это отличается от всех остальных флотов, ведь они никогда не делали смысловых игр на берегу. Здесь вы попытались это сделать, и я думаю, что эксперимент можно считать удачным, потому что это дало людям дополнительные смыслы. Хотя, конечно, остались некоторые вопросы, что безусловно говорит о том, что надо докручивать этот инструмент. Но использование этого инструмента считаю возможным, так сказать поставить галочку – «Использовать можно!», и может быть даже нужно. Еще был интересный лайт-формат по групповой динамике в виде мостов. Это тоже отличие от других форсайтов.
Вообще, «Форсайт-флот» характерен гибкостью, ведь иногда необходимо реструктуризировать весь процесс, в силу того, куда разворачивается и идет динамика. В этом смысле, например, 17 мая, команда немного перепроектировала методику специально под задачи, которые стояли перед участниками.
О команде модераторов и игротехников, которая обеспечивала процесс форсайта. Команда интересная, я с ней встретился еще во время проведения школы, где я был куратором группы. Для меня они в некотором смысле антагонисты, потому что в их работе превалируют больше фасилитационно-эмоциональные инструменты работы с группами, а не методологические или смысловые, скажем так. Тем не менее, такая синергия дала свой эффект. То есть я группы всегда настраиваю на то, чтобы мы поднимали глубокий пласт и сильно «копали» смыслы, а ребята в силу своей специфики всегда остаются в своей практике. И вот эта синергия позволила получить многим группам необычный и интересный результат. Даже те группы, у которых изначально было тяжёлое содержание, их все равно удалось раскачать в силу вот такого разностного подхода смыслов, и в силу управления таймингом, временем, эмоциями. Так что команда хороша, и в целом она сработалась. Когда у самой команды появляется некий запрос на будущее, это очень хорошо. Это означает, что они сами прониклись тем, что они делают. И в этом случае, у этой команды это произошло. И это очень хороший результат. Другой вопрос в том, как они смогут продолжить работу этой командой за пределами форсайта.
С другой стороны, мы были в достаточно сложной ситуации, потому что у нас фактически не было программного директора как такового, и поэтому частично это неожиданная роль выпала генеральному конструктору форсайт-флота Андрею Колесникову. И ему пришлось иметь с этой ролью дело, и эта функция своего рода стала вызовом для него. И на мой взгляд, Андрею потребуется некоторое время, чтобы проанализировать этот опыт, понять, что и как произошло на этом форсайте. Ведь с точки зрения личного развития быть конструктором форсайт-флота – это гигантский опыт. Я помню свой первый пароход, и это был очень интересный и полезный опыт.
Этот флот показал, что та методическая работа, которая была проведена Конструкторами Сообществ Практики (КСП), дает свои результаты. Люди, даже не проводя своих «боевых» и менее масштабных форсайтов, могут, ознакомившись с методичкой и пройдя школу, которую организовывает КСП, воспроизвести этот формат на достаточно хорошем уровне.
Я думаю, что питерский «Форсайт-флот» можно считать состоявшимся, он задал очень хорошую, высокую планку для всех последующих региональных «Форсайт-флотов» навигации. На этот флот стоит равняться как по общей схеме организации, так и по тем методикам, который были применены.
Так что «Форсайт-флоту» в Петербурге быть!